Директор компании «ЭлТех СПб» рассказал ЧД, с какой стороны необходимо подходить к автоматизации рабочих процессов и повышению производительности труда, а в каких случаях автоматизация вообще может быть не нужна предприятиям
Всегда ли нужно догонять Америку и перегонять Европу в сфере производительности труда?
Нужно отталкиваться от цели. К сожалению, в постоянной погоне за западом мы забываем о том, чего хотим достичь или подменяем цели. У лидирующих мировых производителей старейшая история. Сравнивать себя с ними неправильно. У России всегда был свой путь развития, и наша промышленность, если вспомнить советские времена, ничуть не уступала мировой. Единственной проблемой у нас была и остается по сей день – сильная ориентация на военно-промышленный комплекс, зачастую в ущерб развитию производств гражданской продукции.
До определенного момента все промышленные мощности разрушались, сейчас, по моим ощущениям, начинается восстановление. Так ли это?
Восстановление и движение вперед, безусловно, есть. За последние 10 лет были реализованы крупные федеральные целевые программы, которые позволили многим предприятиями переоснастить свою базу с точки зрения технологий, оборудования и новых инструментов труда. Но в то же время это происходит не централизовано, в системе есть перекосы. Запросы на инновации идут снизу, и руководству сложно оценить, нужно ли выделять средства на тот или иной проект, правильно расставлять приоритеты, особенно если предприятий в их ведомстве с десяток, к примеру.
Но должно быть наоборот: сверху спускается стратегия развития отрасли и отдельных предприятий, и под эту стратегию технологи придумывают переоснащение.
С позиции привычного для нас менеджмента все правильно. Идем от стратегии, стратегия превращается в цели. Потом цели спускаются на предприятия в виде конкретных задач. Но по факту, существует дисбаланс на промышленных площадках, находящихся в одном ведомстве и участвующими в цепочке создания единого конечного продукта. В частности, предприятия, которые находятся в Москве и Московской области, абсолютно несопоставимы по уровню развития с заводами, находящимися где-нибудь за Красноярском. Поэтому даже при реализации федеральных программ сохраняется неравномерность, поскольку происходит неправильная декомпозиция цели и предприятия рассматриваются как отдельно взятые субъекты, а не как единый “живой организм".
Почему?
Самая большая ошибка в том, что при переоснащении производств стараются купить все самое высокотехнологичное и современное. Как в жизни мы хотим купить дорогие машины с хорошей комплектацией, самые последние модели компьютеров, телефонов и т.д. Тут также: все хотят лучший, самый быстрый, самый новый станок. Но это не всегда правильно, потому что завод – живая система, в которой помимо станков существуют люди, поставщики материалов, системы планирования и прочее. Есть очень много факторов, которые не учитываются при отборе проектов в реализацию. Никто не оценивает воздействие на всю систему завода от внедряемых инноваций. Цель формируется от задачи произвести конкретный продукт, пусть даже и в единственном экземпляре.
Я правильно понимаю, что мы внедрились в сферу компетенций «ЭлТех СПб»?
Да. Мы стараемся донести до наших заказчиков мысль о том, что им стоит сначала оценить уже существующий технологический задел. Часто нужно что-то немного поменять, переставить местами, усовершенствовать систему планирования. И эффект будет гораздо больше, чем от потраченных миллионов на покупку нового оборудования.
С какими основными проблемами вы сталкиваетесь, начиная работу с заказчиком?
Проблемы начинаются с проектной документации. Происходит это по двум причинам. Первая: квалификация проектировщиков сильно просела по сравнению с советской школой проектирования. Вторая: проектирование выполняют сторонние проектные институты, которые зачастую даже не выезжают на объекты. Так что для начала мы предлагаем заказчику оценить соответствие проектной документации его целям и, при необходимости, внести в нее корректировки.
Почему вам верят?
У компании опыт работы 13 лет. Мы почти не привязаны ни к какой отраслевой специфике. Мы можем работать с любыми предприятиями. Это огромное достоинство «ЭлТеха». При необходимости мы можем обращаться к зарубежным партнерам за их опытом, чтобы не изобретать заново велосипед. Мы не имеем привязки к конкретным производителям и поставщикам, значит, всегда подбираем оптимальные решения, исходя из целей и задач заказчика.
Бывало такое, что перерабатываете документацию и все удешевляете в два раза?
У нас в государстве это не принято. Приходится реализовывать то, что было заложено в проектной документации, просто чтобы тебя потом не наказали за нецелевое использование средств. Заказчик оказывается заложником ситуации. Он, может быть, и хотел бы за счет сэкономленного бюджета купить что-то еще, но у него есть проектная документация, заключение Главгосэкспертизы, приказ о выделении денег из бюджета под конкретные цели. Даже, если бы заказчик мог откорректировать документацию, он зажат в жесткие сроки выпуска продукции и времени на это просто нет.
Вы помогаете заказчикам с производительностью труда?
Мы пытаемся. Сейчас все говорят про BIM-технологии, цифровых двойников и многое другое, но лично у меня к этому настороженное отношение. Подобные новшества идут из Америки и Европы, где производства прошли огромный путь, где внедрена система менеджмента качества. У нас тоже все хвастаются сертификатами ИСО-9001, но на деле систему внедрили единицы. Следующий этап, который прошли на Западе, – бережливое производство, в котором убраны или оптимизированы все процессы, не приносящие ценности. В России мало у кого такое получилось, так как стандарты производства, в частности военной продукции, противоречат современным инструментам управления и напрямую запрещают что-либо улучшать или менять. Наконец, на Западе внедрили системы экологического менеджмента, повышения энергоэффективности, и только когда смогли сделать всю «механическую» работу, приступили к автоматизации. Мы же хотим проскочить все промежуточные этапы и сразу прыгнуть в эпоху цифровизации. Так не бывает.
Какие главные компетенции «ЭлТех СПб»?
Я считаю, что это молодой коллектив, открытые умы. У нас практически нет задач, за которые мы бы не брались. Если где-то на наших проектах появляются проблемы, мои коллеги покидают родной город, чтобы их улаживать на месте в команде с заказчиком. Мы не просиживаем в офисах. С точки зрения компетенций, у нас достаточно серьезный департамент проектирования, сильные технологи, руководители проектов. Если внутри компании нет какой-то компетенции, то мы знаем, где ее взять. Наша задача – создавать дополнительные ценности в виде пула ресурсов, которые заказчик в любой момент может привлечь.
Какие направления работы лично вам больше нравятся?
Я люблю заниматься теми проектами, где люди сдаются или находят сотни причин почему что-то невозможно. Например, у меня есть успешный опыт внедрения системы менеджмента качества в колонии общего режима в бытность моей работы директором по качеству. Мы размещали заказы на контрактное производство в данном учреждении. Среди около 5 контрактных производств, это было лучшим по показателям качества, поскольку мотивация у людей, не смотря на их статус, была самая сильная – научится чему-то, сделать. И работали они не за премии, как Вы понимаете. Если бы это было возможно, то я уверен, что они бы прошли сертификацию в любом органе на соответствие стандартам ИСО 9001. Я верю в то, что нет человеческого предела и если кто-то придумывает задачу, значит – у нее обязательно есть решение.
Какие перспективы у России в плане производительности?
Перспективы положительные. Движемся мы в правильном направлении. Например, «Ростехнологии» сейчас проводят ревизию всего, что произошло у них на заводах за последние 10 лет, смотрят, где есть простои оборудования, заделы для повышения эффективности. На базе выводов планируется создавать кластерные системы по компетенциям. Это позволит значительно диверсифицировать производственные возможности и высвободить мощности для гражданского производства.
Простая истина. Неужели только сейчас это осознали?
Мы же всегда куда-то торопимся. Когда встала задача провести модернизацию предприятий, за ее выполнение взялись настолько быстро, что о многих вещах не было времени подумать. Второе, экономия на кадрах. Функцию внедрения новых технологий обеспечивают те же люди, которые отвечают за основное производство. Вот, у главного технолога завода есть задача выполнить оборонзаказ, а с другой стороны – повысить производительность труда. Это задачи, которыми нужно заниматься ежедневно. Поэтому я всегда заказчикам говорю, что пока на заводе не выделена отдельная функция – директор по развитию – ничего не получится.
Все-таки нам нужно ориентироваться на западные технологии и способы внедрения? Или у России свой путь?
Я, правда, считаю, что у России свой путь развития. Периодически мы пытаемся догнать Запад. Но зачем? Мы всю жизнь были самодостаточными. У нас есть все, чтобы по многим направлениям выйти на лидирующие позиции. Сделать самим, а не пытаться копировать. Главное понять, что же мы хотим сделать.
В чем компания «ЭлТех» может помочь предприятиям?
Показать правильный путь, как добиться нужного результата с наименьшими затратами и не только финансовыми. В реализации любого проекта важно двигаться маленькими шагами, от результата к результату. Тогда появляется желание идти дальше.
Что в «ЭлТех Спб» будет происходить в ближайшее время?
Сейчас наблюдается пауза на рынке реализации проектов. Мы в течение этой паузы хотим провести реструктуризацию, привлечь новый персонал. Также у нас активно ведется работа по выстраиванию коопераций с IT-компаниями. Другими словами, есть время подготовится к грядущим вызовам и потребностям наших заказчиков. У нас большие планы на будущее.
Оставьте ваш e-mail адрес, и вы будете в курсе всех наших новостей и спецпредложений!
(812) 240–00–78 info@eltech.com